Полезные ссылки:
Методическое пособие при подготовке к олимпиаде по русскому языку
Рекомендации по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников:
1.Отбор учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению предмета. Делать это нужно с 5 класса. Ученику предмет должен быть интересен. Это могут быть не самые сильные ученики, но интересующиеся определённой областью знаний.
2.Создание для условий для развития учащихся, включение их в работу на внеурочных занятиях, индивидуальных и групповых консультаций, использование Электронных образовательных ресурсов.
3.Регулярная работа с олимпиадными заданиями.
4.Активная работа по опережающему обучению. Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на уроках, вовлекать детей в систему внеурочных занятий, где применять метод работы в разновозрастных группах (9 классы; 7-8 классы, 5-6 классы).
5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся.
6. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, подбор нужной сложности заданий.
7.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход. Дети активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни.
8. Использование принципа «От простого к сложному». Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.
9. При подготовке к предметной олимпиаде следующего года тщательно изучать Методические рекомендации по проведению олимпиады и список литературы, на основе которой составляются вопросы и задания.
Аналитическая справка по итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Сакмарского района в 2021/2022 учебном году по русскому языку
В муниципальном этапе олимпиады по русскому языку приняли участие 49 (в 2020-2021 уч. году -48) учащихся 7-11 классов
7 кл.-14 уч.
8 кл.- 14 уч.
9 кл.-16 уч.
10кл.-2 уч.
11кл.-3 уч.
Задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 2021 - 2022 учебном году были рассчитаны на обучающихся, серьёзно и углублённо изучающих русский язык. В сравнении с прошлым годом процент выполнения олимпиадных заданий стал выше. Участникам каждой возрастной параллели предлагалось выполнить 8 разноплановых заданий. Тексты заданий были посвящены 120-летию со дня рождения В.И. Даля и 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Поэтому представляли собой отрывки из произведение Ломоносова, Даля .
В целом вопросы и задания охватывали все разделы русского языка, кроме того, проверялось умение работать с текстом: анализировать его структуру, определять точку зрения автора, назвать основные фигуры речи, используемые в организации текста..
Сложными для участников оказались задания на проверку знаний по морфемике, грамматике, анализ системных отношений в лексике. Сложным оказалось 2 задание: 1.Выявите случаи расхождения орфографии XIX в. с современными орфографическими правилами. 2 Сформулируйте действующие правила для XIX в.; 6 задание : диалектное богатство русского языка. (Вопросы и задания: 1 Восстановите пропуски в тексте В.И. Даля. 2 Объясните, почему Вы выбрали для вставок именно такие слова)
Так же как и в прошлом году учащиеся не справились с заданиями по исторической грамматике и заданиями на анализ морфемной структуры слов с исторической точки зрения.
Почти не вызвали затруднений задания на перевод древнерусского текста.
Жюри муниципального этапа считает необходимым обратить внимание педагогов на более глубокую проработку тем «Морфология и синтаксис», «Лексика». «Морфемика»
Обращаем внимание на оформление работы!
Рекомендации:
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
- Учителям русского языка школ района изучить и проработать на уроках, дополнительных занятиях, занятиях предметных кружков задания муниципального этапа олимпиады по русскому языку, проанализировать допущенные ошибки.
- В течение учебного года в работе с одарёнными детьми уделять больше внимания темам, нашедшим отражение в материалах олимпиады.
- При подготовке к предметной олимпиаде следующего года тщательно изучать Методические рекомендации по проведению олимпиады и список литературы, на основе которой составляются вопросы и задания.
Руководитель РМО русского языка и литературы :________/ Куракина Л.В./
Аналитическая справка по итогам муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников Сакмарского района в 2021/2022 учебном году по литературе
В муниципальном этапе олимпиады по литературе приняли участие 26 учащихся 7-11 классов , в 2021-2022 уч году- 27
7 кл.-5 уч.
8 кл.- 9 уч.
9 кл.-8 уч.
10кл.-2 уч.
11кл.-2 уч.
Задания муниципального этапа олимпиады по литературе в 2021 – 2022 учебном году были рассчитаны на обучающихся, серьёзно и углублённо изучающих литературу. В сравнении с прошлым годом процент победителей и процент выполнения олимпиадных заданий стал выше. Участникам каждой возрастной параллели предлагалось выполнить 2 разноплановых задания: аналитическое и творческое.
Аналитические задания для 7-11 классов представляли собой целостный анализ прозаического или поэтического текста ( по собственному выбору). Работа должна была представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
Большинство учащихся выбирали для анализа прозаический текст.
Учащиеся в основном справились с задание, т.к. текст был не только понятен, интересен, но и соответствовал возрасту (в отличие от прошлогоднего)
А вот анализ поэтического текста представляет трудность для учащихся, но, надо заметить, в этом году бОльшее количество участников выбирали анализ поэтического текста.
В творческой части учащимся 7-11 классов предлагалось подготовить «Статью о персонаже произведения для литературной энциклопедии». Данное задание участники выполнили хорошо.
Жюри отмечает, что в целом уровень подготовленности участников муниципального тура олимпиады оказался удовлетворительным. В сравнении с прошлым годом процент выполнения олимпиадных заданий стал выше, но количество победителей снизилось с 2 до 0.
Творческое задание в 7-11 классах было адаптированным и вызвало интерес у учащихся, с которым многие успешно справились.
Анализ результатов выполнения олимпиадных заданий позволил наряду с положительными выявить недостатки в подготовке обучающихся:
- недостаточно высокий уровень понимания художественного произведения как идейно-художественного целого, умения понимать авторскую идею, замысел
-недостаточная сформированность таких понятий как жанр, литературное направление, художественный образ, ошибки при определении элементов композиции, стихотворных размеров
- вследствие недостатков речевой подготовки некоторые участники не
могут стройно и ясно как по форме, так и по содержанию выстроить собственное высказывание.
Рекомендации:
1. Учителям русского языка и литературы учесть все указанные недостатки при подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады по литературе и на заседаниях ШМО провести анализ результатов обучающихся своей образовательной организации, принявших участие в районной олимпиаде.
2. Учителям, которые работают со школьниками, проявляющими интерес к литературе, следует помнить, что в основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности. В связи с этим необходимо ознакомить участников олимпиады этого учебного года с основными идеями выполнения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными при выполнении подобных заданий, с критериями оценивания.
3. .В течение учебного года в работе с одарёнными детьми уделять больше внимания темам, нашедшим отражение в материалах олимпиады.
4. К олимпиаде стоит готовиться, перечитывая тексты произведений, повторяя теоретико- литературные понятия, обращаясь к справочной литературе.
5. Обратить внимание на формирование аналитических умений в курсе литературы, формировать устойчивый навык аналитического чтения, позволяющий приблизиться к пониманию авторского замысла, проблематики произведения, пониманию связи формы и содержания в литературном произведении.
6.При подготовке к предметной олимпиаде следующего года тщательно изучать Методические рекомендации по проведению олимпиады и список литературы, на основе которой составляются вопросы и задания.
Руководитель РМО русского языка и литературы :___________/ Куракина Л.В./
Комментариев нет:
Отправить комментарий